Стратегический план на 2011-2015гг.

Приложение
к постановлению акимата области
от ________2011 года №________
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГУ «УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»
на 2011 – 2015 годы
Раздел 1. Миссия и видение
Миссия: Улучшение здоровья граждан Актюбинской области, путем эффективной реализации государственной политики, осуществления межотраслевой координации и государственного регулирования предоставления услуг в области здравоохранения
Видение: Эффективная и доступная система здравоохранения, отвечающая потребностям населения
Раздел 2. Анализ текущей ситуации и тенденции развития соответствующих отраслей (сфер) деятельности
1. Стратегическое направление: Укрепление здоровья граждан
1.1) Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
За период реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы (далее – Госпрограмма) в медико-демографической ситуации и показателях, характеризующих здоровье населения, отмечена следующая положительная динамика:
повышение уровня рождаемости населения с 19,1 (2005 г.) до 23,09 (2009 г.);
стабилизация показателя смертности – 8,49 (2005г. – 9,63);
увеличение коэффициента естественного прироста населения до 14,6 (2005г. –9,47) на 1 000 населения.
Численность населения в области увеличилась по сравнению с 2005 годом (686,7 тыс. человек), на начало 2010 года составила 777,5 тыс. человек.
Ожидаемая продолжительность жизни в 2009 году возросла и составила 68,21 лет (2005 г. – 65,71 лет). В сравнении с другими областями самый низкий уровень данного показателя остается в Акмолинской области – 66,21 лет, показатель Актюбинской области находится на 7-м месте среди 16 регионов. Кроме того, ожидаемая продолжительность жизни в Актюбинской области и Республике Казахстане значительно ниже, чем в странах СНГ и Европейского союза.
Сохраняется низкий уровень здоровья женщин и детей. Остается актуальной проблема репродуктивного здоровья, до 16% браков являются бесплодными.
Уровень материнской смертности в сравнении с 2005 годом (15,3) снизился и составил в 2009 году – 17,9 на 100 тысяч родившихся живыми (в 2010 году ожидается увеличение этого показателя до 35,0). Случаи материнской смертности отмечены в г.Актобе, Мартукском и Шалкарском районах, всего 6 случаев.
Уровень младенческой смертности в 2005 году составлял 14,8 на 1000 родившихся живыми. С 2008 года с введением критериев живорождения и мертворождения показатель младенческой смертности составил 19,05 и в 2009 году отмечается тенденция к снижению до 17,81 на 1000 родившихся живыми. Основными причинами младенческой смертности являются состояния, возникающие в перинатальном периоде (61,1%).
Самый высокий уровень младенческой смертности наблюдается в Каргалинском (22,73), Иргиском (22,42), Кобдинскомй (20,17) и Темирскомй (18,91) районах, самый низкий – в Алгинском (8,67) и Айтекебийском (12,1) районах.
За прошедший пятилетний период наблюдается снижение некоторых показателей распространенности и смертности населения от социально значимых заболеваний.
Основной причиной смертности населения республики являются сердечно-сосудистые заболевания. В связи с проведением скрининговых исследований, заболеваемость болезнями системы кровообращения снизилась с 2093,8 на 10 тысяч населения в 2005 году до 1956,2 в 2009 году. Показателем эффективности проводимой работы по раннему выявлению заболеваний, лекарственному обеспечению больных является снижение смертности от болезней системы кровообращения соответственно с 443,3 до 356,5 в 2009 году.
Отмечается некоторое снижение показателя заболеваемости злокачественными новообразованиями (с 162,9 до 158,7 на 100 тыс. населения). При этом самый высокий уровень данного показателя регистрируется в г.Актобе (213,3), где сконцентрированы множество промышленных предприятий.
Смертность от онкологических заболеваний занимает второе место в структуре смертности населения республики. Мероприятия, направленные на ранее выявление онкологических заболеваний (скрининговые исследования), обеспечение химиопрепаратами, укрепление материально-технической базы медицинских организаций позволили снизить показатель смертности от новообразований с 115,7 на 100 тысяч населения в 2005 году до 114,19 в 2009 году.
Травматизм остается одной из важнейших медико-социальных проблем современности не только для Казахстана, но и для большинства стран мира. В Казахстане травмы в структуре заболеваемости населения, временной нетрудоспособности и смертности, а также по первичному выходу на инвалидность занимают третье место. Принятие действенных мер по снижению смертности от дорожно-транспортных происшествий позволили снизить смертность от несчастных случаев и травм со 147,5 на 100 тысяч населения в 2005 году до 93,92 в 2009 году.
Несмотря на снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза (со 208,3 до 96,0 и с 25,6 до 12,6 на 100 тысяч населения соответственно), эпидемиологическая ситуация по туберкулезу остается напряженной.
В сравнении с регионами Казахстана по заболеваемости туберкулезом Актюбинская область занимает пятое место после г.Алматы (75,4), ЮКО (78,1), Жамбылской (88,8) и Алматинской (90,9) области.
В разрезе районов области самый высокий уровень заболеваемости туберкулезом отмечен в г.Актобе (124,5), самый низкий – в Айтекебийском (51,1) и Хобдинском районах области (64,9).
По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), Казахстан находится в концентрированной стадии эпидемии ВИЧ/СПИДа (0,2% населения при среднемировом показателе 1,1%). Всего по нарастающей в области выявлено 188 ВИЧ инфицированных, больных СПИДом 10, умерших 6. За истекший 2009 год выявлено 15 ВИЧ-инфицированных (2,1 на 100 тыс.человек населения).
В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед здравоохранением республики, является реализация мер по улучшению и дальнейшей стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации в стране и улучшению общественного здоровья.
В результате принимаемых государством мер в последние годы прослеживается позитивная динамика состояния санитарно-эпидемиологической ситуации. Отмечается реальное снижение заболеваемости по многим значимым инфекционным заболеваниям (вирусные гепатиты, особо опасные инфекций, тифопаратифозные заболевания), по ряду вакциноуправляемых инфекций достигнута их полная ликвидация на территории страны (полиомиелит) или ставится задача их элиминации и ликвидации (корь, дифтерия, столбняк).
В последние годы приняты меры по совершенствованию организационной структуры органов и организаций санитарно-эпидемиологической службы, восстановлена вертикаль управления и централизация финансирования, что привело к повышению оперативности деятельности и эффективности управления службой. В результате проведенной модернизации укреплена материально-техническая база лабораторной базы службы, лаборатории оснащены современным оборудованием и приборным парком.
В деятельность санитарно-эпидемиологической службы внедряются современные методы надзора, основанные на оценке системы рисков, осуществляется поэтапная гармонизация нормативной правовой базы, в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Результатом является улучшение санитарно-технического состояния эпидемически значимых и других объектов надзора, снижение удельного веса нестандартной продукции, выпускаемой предприятиями пищевой промышленности и реализуемой продукции объектов общественного питания и продовольственной торговли.
1.2) Анализ основных проблем
Стратегические задачи государства, направленные на достижение уровня конкурентоспособности с развитыми государствами мира, ставят перед здравоохранением задачу скорейшего формирования эффективной системы здравоохранения. Системы, позволяющей достичь оптимальных показателей здоровья и способной своевременно и адекватно реагировать на вызовы современности.
Основным программным документом областного управления здравоохранения, по которому работали, является Государственная Программа реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы. В ближайшую пятилетку программным документом станет новая Государственная Программа развития здравоохранения на 2011-2015 годы «Саламатты Казахстан». Основными задачами этой Программы должна стать:
- Усиление межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья
граждан;
- Усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний и травм;
- Обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
- Развитие и совершенствование Единой национальной системы здравоохранения;
- Совершенствование медицинского, фармацевтического образования, развитие и внедрение инновационных технологий в медицине;
- Повышение доступности и качества лекарственных средств для населения, улучшение оснащения организаций здравоохранения медицинской техникой;
Приоритетами Государственной программы и Стратегического плана являются - совершенствование профилактики заболеваний, в особенности сердечно-сосудистых, онкологических, сахарного диабета, туберкулеза, травматических повреждений, обладающих наиболее высоким потенциалом воздействия на показатели общественного здоровья, снижение материнской и детской смертности, формирование здорового образа жизни.
Состояние здоровья населения области, санитарно-эпидемиологическая ситуация и развитие здравоохранения в последние годы характеризовалось как позитивными, так и негативными показателями.
Несмотря на положительную динамику медико-демографических показателей, ожидаемая продолжительность жизни, в целом остается на низком уровне. В области, по-прежнему, существует гендерное неравенство по ожидаемой продолжительности жизни. Разница составляет более 10 лет.
Преувеличенные ожидания влияния системы здравоохранения на увеличение продолжительности жизни населения и неэффективное межсекторальное и межведомственное партнерство в вопросах охраны общественного здравоохранения отражаются на низком уровне здоровья населения.
Анализ причин материнской и младенческой смертности указывает на наличие места организационно-тактических ошибок, приводящих к возникновению акушерских кровотечений и тяжелых гестозов, которые явились причиной смерти каждой третьей умершей женщины; септических состояний, некачественное наблюдение за беременными на амбулаторном уровне, несоблюдение принципов регионализации перинатальной помощи и стандартов диагностики и лечения, отсутствие системной работы по планированию семьи, доступности к современной контрацепции женщин из группы высокого риска, несоблюдение принципов перинатальной помощи, низкое качество пренатальной диагностики врожденных пороков развития, недостаточно качественное оказание первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП), приводящее к высокой досуточной летальности детей первого года жизни.
Также причинами низкого уровня здоровья являются недостаточная информированность, грамотность и мотивация населения в вопросах ведения здорового образа жизни и профилактики болезней, сохранение неблагоприятных условий окружающей среды, водопотребления и питания, социально-экономическое неблагополучие социально уязвимых категорий населения. Кроме того, сохраняется слабая профилактическая активность системы здравоохранения, то есть ориентация на лечение болезней, а не на их предупреждение.
Кроме того, несмотря на проводимое масштабное строительство, реализацию программы лечения туберкулеза «DOTS-плюс», актуальными остаются вопросы эпидемиологического надзора за распространением туберкулеза, развития лекарственной устойчивости и смертности от туберкулеза.
Ухудшение экологической обстановки обуславливает увеличение уровня показателей заболеваемости, связанных с воздействием вредных факторов окружающей среды (болезни органов дыхания, онкологические заболевания, аллергические болезни и пр.).
Таким образом, вопросы улучшения здоровья населения требуют не только совершенствования системы оказания медицинской помощи, но и повышения эффективности межсекторального и межведомственного взаимодействия в данных вопросах.
До настоящего времени остаются нерешенными вопросы усиления роли службы в общественном здравоохранении, в том числе по профилактике и снижению заболеваемости неинфекционными заболеваниями.
Остается высоким уровень профессиональной заболеваемости работающего населения, который имеет тенденцию ежегодного роста. Данная проблема приобретает особую актуальность с учетом значительно развития промышленности в рамках принятых программ индустриально-инновационного развития.
В целях дальнейшего повышения эффективности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора требуют продолжения мероприятия по совершенствованию управления системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора – осуществление реорганизации органов и организаций санитарно-эпидемиологической службы на транспорте и территориях.
Не в полной мере отвечает международным стандартам качество и оперативность проводимой санитарно-эпидемиологической экспертизы лабораториями санитарно-эпидемиологической службы, слабо развита система аккредитации, недостаточно внедряются международные стандарты лабораторных исследований и оценки рисков факторов внешней среды на здоровье населения. До настоящего времени не проводится ряд актуальных исследований объектов внешней среды на ряд токсических веществ, новых пестицидов, исследования по определению генномодифицированной продукции и других, что не позволяет дать объективную оценку факторов окружающей среды и их влияние на состояние здоровья населения. Не развита система защиты прав потребителей в области обеспечения безопасности продукции и услуг. В целях снижения и снятия существующих барьеров для развития субъектов частного предпринимательства требуется дальнейшее развитие и совершенствование системы прогнозирования, оценки и управления рисками, в том числе в части оптимизации и сокращения проверок субъектов частного предпринимательства.
Несмотря на снижение и ликвидацию вакциноуправляемых инфекций, необходимо дальнейшее расширение Национального календаря профилактических прививок с включением иммунизации против инфекций, рекомендуемых ВОЗ.
Требуется дальнейшая региональная специализация лабораторий службы, направленная на решение конкретных задач по лабораторной диагностике особо опасных и других инфекционных заболеваний, а также исследований объектов и факторов окружающей среды.
Сохраняется риск осложнения эпидемиологической ситуации, связанной с угрозой завоза особо опасных и других инфекционных заболеваний, вспышки которых регистрируются в приграничных странах и государствах, имеющих прямое транспортное сообщение с Казахстаном (атипичная пневмония, птичий грипп, энтеровирусная инфекция 71 типа и др.).
1.3) Оценка основных внешних и внутренних факторов
На уровень показателей, отражающих состояние здоровья населения, оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы:
По данным ВОЗ здоровье человека на 50% зависит от образа жизни (социально-экономические факторы, уровень образованности, приверженность к вредным привычкам, ведение здорового образа жизни и другие); до 20% уровень здоровья зависит от состояния окружающей среды.
В настоящее время только 78,9% населения области обеспечено безопасной питьевой водой, что в свою очередь отражается на высоком уровне инфекционной заболеваемости.
В Казахстане на семь ведущих факторов риска приходится почти 60% общего бремени хронических заболеваний: табакокурение (13,4%), потребление алкоголя в опасных дозах (12,8%), повышенное артериальное давление (12,3%), гиперхолестеринемия (9,6%), избыточная масса тела (7,4%), недостаточное потребление фруктов и овощей (5,5%), низкая физическая активность (3,5%).
В настоящее время причинами низкого уровня здоровья населения являются недостаточная информированность и мотивация населения в вопросах ведения здорового образа жизни и профилактики заболеваний, здорового питания.
Кроме того, на состояние санитарно-эпидемиологической ситуации могут влиять следующие внешние факторы:
напряженная эпидемиологическая ситуация по распространению особо опасных инфекций в приграничных странах и государствах, имеющих прямое транспортное сообщение с Казахстаном;
вступление Казахстана в Таможенный союз.
Внутренние факторы:
недостаточная эффективность проводимых профилактических осмотров и ранней диагностики;
недостаточное внедрение новых методов и протоколов диагностики, лечения и реабилитации заболеваний, основанных на доказательной медицине.
низкая квалификация специалистов;
отсутствие преемственности между ПМСП и стационаром.
На состояние санитарно-эпидемиологической ситуации и эффективности деятельности службы оказывают влияние следующие внутренние факторы:
недостаточная роль службы в общественном здравоохранении, в том числе по профилактике и снижению заболеваемости неинфекционными заболеваниями.
несовершенная нормативная правовая база органов и организаций службы, низкий уровень ее гармонизации с международными стандартами;
недостаточная эффективность и оперативность проводимых лабораторных исследований организациями службы;
низкий уровень внедрения в деятельность организация службы, проводящих лабораторные исследования, современных инновационных методов работы;
недостаточный уровень внедрения системы прогнозирования, оценки и управления рисками в части оптимизации и сокращения проверок субъектов частного предпринимательства;
низкий уровень развития производственной базы по выпуску медицинских иммунобиологических препаратов, в первую очередь диагностикумов, тест систем и др.
2. Стратегическое направление: Повышение эффективности системы здравоохранения:
2.1) Основные параметры развития здравоохранения
Сегодня сеть организаций здравоохранения области, с учетом частных структур представлена 54 больничными и 194 амбулаторно-поликлиническими организациями. В сравнении с 2005 годом снизилось число больничных организаций (на 2). При этом отмечается увеличение доли частного сектора с 26,4% в 2005 году до 28,1% в 2010 году.
В 2009 году отмечается снижение показателя обеспеченности больничными койками (в системе МЗ) до 60,0 на 10 тысяч населения против 63,3 в 2005 году. Но, несмотря на это, уровень данного показателя ниже среднереспубликанского, составляющего 65,9 на 10 тысяч населения.
Ежегодно порядка 14,4% населения страны госпитализируются в стационары. Вместе с тем, по экспертным оценкам, до 30% больных не нуждаются в стационарном лечении; увеличивается число вызовов скорой медицинской помощи (с 188 644 в 2004 году до 214 418 в 2009 году), в т.ч. безрезультатных и необоснованных (со 2342 до 4501 соответственно).
Активно развиваются стационарозамещающие технологии. Так, в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических организациях пролечено 25921 больных (в 2005 году – 12100), в стационарах дневного пребывания при больницах – 911 больных (в 2005 году– 145).
В 2009 году амбулаторно-поликлиническими организациями здравоохранения выполнено 5085,3 тыс. посещений пациентов (2005 году – 4931,2 тыс.посещений), число посещений на 1 жителя снизилось с 7,2 до7,1.
В настоящее время в 50 организациях здравоохранения РК внедрена Единая информационная система здравоохранения (далее – ЕИСЗ). Осуществляется пилотное внедрение ЕИСЗ в медицинских организациях г.Астана и Акмолинской области. В Актюбинской области внедрения ЕИСЗ, как пилотный проект предусмотрен с 2012 года. В настоящее время 63 медицинских организаций области оснащены компьютерами, обеспечены программными комплексами и имеют доступ к интернету.
С 2004 года осуществляются работы по реализации инвестиционного проекта «Развитие мобильной и телемедицины в здравоохранении аульной (сельской) местности», в рамках которого в телемедицинские кабинеты на базе центральных районных больниц и телемедицинские центры на базе больниц областного и республиканского уровней поставляется телемедицинское оборудование, оборудование видеоконференцсвязи и интегрированные комплексы ввода, обработки и передачи видео и аудиоинформации, предоставляются услуги по обеспечению каналов передачи данных для проведения телемедицинских консультаций и технической поддержки аппаратно-программного обеспечения Национальной сети телемедицины. В области с 2009 года внедрена телемедицина в 7 отдаленных районах области (Айтекебийский, Байганинский, Иргизский, Мугалжарский, Темирский, Уилский и Шалкарский районы).
Для обеспечения доступности медицинской помощи населению, проживающему в отдаленных и труднодоступных местах, с 2010 года местными исполнительными органами за счет средств целевых текущих трансфертов в республике начат закуп передвижных мобильных комплексов (далее – ПМК) в количестве 14 единиц. В 2011 году будет закуплено еще 36 ПМК.
В республике продолжается переход на новый государственный норматив сети организаций здравоохранения. В реализацию Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» разработан и утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2009 года № 2131 новый государственный норматив сети организаций здравоохранения, что позволит упорядочить сеть государственных организаций здравоохранения, создать сеть многопрофильных больниц, обеспечить доступность ПМСП в первую очередь сельскому населению.
В целях совершенствование инфраструктуры здравоохранения, обеспечивающей равный доступ к медицинским услугам населению, в ближайшие три года в области планируется завершить строительство 2 объектов здравоохранения в рамках масштабного проекта «Строительство 100 школ и 100 больниц».
Также в реализацию мероприятий НДП «Нур-Отан» будет начато строительство 3 объектов здравоохранения в рамках Перечня 50 объектов здравоохранения и начато строительство 17 врачебных амбулаторий, в рамках строительства 300 амбулаторий.
Поэтапный перевод медицинских организаций в статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения позволит совершенствовать систему управления, финансирования, инвестиционной политики в здравоохранении, повысить экономическую эффективность деятельности медицинских организаций, а также решить вопросы кадрового обеспечения.
С 1 января 2010 года внедрена Единая национальная система здравоохранения (далее – ЕНСЗ), которая призвана значительно повысить эффективность вкладываемых инвестиций. Кроме того, внедрение ЕНСЗ направлено на создание конкурентной среды на рынке медицинских услуг.
В рамках внедрения ЕНСЗ Министерством внедрена новая модель финансирования ГОМБП, ориентированная на конечный результат и оплату за фактические расходы за лечение каждого конкретного заболевания, оплату на основе контроля качества, прозрачность оплаты медицинских услуг с исключением клинико-затратных групп и внедрением медико-экономических тарифов, а также внедрен свободный выбор пациентом врача и медицинской организации.
2.2) Анализ основных проблем
В 2009 году расходы на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП) в расчете на одного жителя составлял от 25 937 тенге. Финансирование ГОБМП, несмотря на ежегодное увеличение (с 4205,4 млн.тенге в 2005 году до 12165,6 млн.тенге в 2009 году), также нуждается в дополнительных расходах.
Проблемными остаются вопросы, связанные с недостаточным уровнем материально-технического обеспечения медицинских организаций. К примеру, оснащенность городской станции скорой медицинской помощи медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения составляет 85,15%. В ряде районов области организации, оказывающие медицинскую помощь (ПМСП, и другие), располагаются в нетиповых, приспособленных зданиях 305 медицинских организаций (65,2%).
Наряду с этим слабо развивается общая врачебная практика в первичном звене здравоохранения и здоровьесберегающие технологии в профилактической работе с населением. Сохраняется неравномерный доступ к медицинским услугам и низкое качество медицинских услуг.
Несмотря на активное внедрение ЕИСЗ, на сегодняшний день сохраняется недостаточный уровень информационно-коммуникационной инфраструктуры в здравоохранении, низкий уровень компьютерной грамотности среди медицинских работников, отсутствие автоматизации лечебно-профилактического процесса и адекватных мер по оптимизации коечного фонда, необоснованной госпитализации и длительного пребывания в стационарах.
Сельское здравоохранение Казахстана сталкивается с серьезными трудностями, связанными с изолированностью (удаленностью), слабо развитой инфраструктурой, слабой материальной базой, сложными климатическими условиями, недостатком медицинских работников и текучестью кадров.
2.3) Оценка основных внешних и внутренних факторов
На уровень оказания медицинской помощи населению оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы:
недостаточное финансирование отрасли здравоохранения;
климато-географические особенности Казахстана;
вхождение Казахстана в ВТО и Таможенный союз.
Для устранения негативного влияния указанных факторов необходимо повысить эффективность использования выделяемых ресурсов, внедрение ресурсосберегающих технологий, привлечение дополнительных (внебюджетных) источников финансирования, а также гармонизация стандартов в соответствии с требованиями Таможенного союза и ВТО. Для обеспечения эффективной медицинской помощи в труднодоступных регионах, а также во время климатических катаклизмов необходимо развитие мобильной и санитарной авиации.
Внутренние факторы:
загруженность медицинских кадров на уровне ПМСП;
отток медицинских кадров из отрасли, дефицит кадров, особенно в сельской местности, а также неготовность и неподготовленность медицинского персонала к проведению телемедицинских консультаций;
несоблюдение этапности в ведении пациентов;
неравномерное финансирование медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом уровне в регионах;
отсутствие мотивации медицинского персонала;
несовершенная дифференцированная оплата труда работников здравоохранения;
недостаточный уровень материально-технической базы медицинских организаций;
низкая самостоятельность медицинских организаций в принятии управленческих решений.
Для повышения эффективности деятельности системы здравоохранения планируется:
создание социально ориентированной модели ПМСП с внедрением социальных работников;
совершенствование финансирования ПМСП: двухкомпонентный подушевой норматив, частичное фондодержание;
совершенствование финансирования стационарной, стационарозамещающей помощи с учетом возмещения затрат на обновление основных средств;
дальнейшее развитие ЕНСЗ с внедрением механизмов сооплаты;
развитие государственно-частного партнерства;
повышение самостоятельности государственных организаций здравоохранения с внедрением принципов корпоративного управления;
совершенствование инфраструктуры системы здравоохранения с развитием транспортной медицины, в том числе развитие авиационной транспортировки пациентов.
3. Стратегическое направление: Развитие кадровых ресурсов и медицинской науки
3.1) Основные параметры развития здравоохранения
В области подготовку врачей осуществляет Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени М.Оспанова. Повышение квалификации проводится на базе ФУВ ЗКГМУ им. М.Оспанова, Алматинского государственного института усовершенствования врачей, Высшей школы общественного здравоохранения, других медицинских университетов, 16 научно-исследовательских институтах и научных центрах.
В области медицинскую помощь оказывают 3425 врачей (гос.-2736) и около 5960 средних медицинских работников (гос.-4938). Несмотря на увеличение обеспеченности населения врачебными кадрами всех специальностей (с 47,4 в 2004 году до 47,6 на 10 000 населения в 2009 году), обеспеченность врачами практического профиля на протяжении ряда лет остается на одном уровне. Аналогична обеспеченность населения средним медицинским персоналом. В 2009 году данный показатель составил 82,9 на 10 тысяч населения.
За период реализации Госпрограммы проведена определенная работа по достижению качества подготовки кадров здравоохранения. Создана нормативная база медицинского и фармацевтического образования, с 2007 года реализуются новые образовательные программы высшего медицинского образования, основанные на компетентном подходе и с учетом лучшего мирового опыта.
В области внедрены основные принципы Безопасного материнства (роды в индивидуальных родильных палатах, соблюдение тепловой цепочки в родах, раннее прикладывание к груди и совместное пребывание матери и ребёнка, ведение родов с партограммой и др.). В рамках внедрения Стратегии ВОЗ/ЮНИСЕФ ИВБДВ и ОББ, международными экспертами ВОЗ проводятся семинар-тренинги. Открыто 2 региональных центра по ЭПП и ИВБДВ. Кроме того, запланировано открытие учебного центра по НПР. С целью совершенствования пренатальной диагностики и профилактики наследственных и врождённых заболеваний у детей проводится пренатальный скрининг с обследованием на сывороточные маркёры хромосомных аномалий и дефектов нервной трубки, ультразвуковым исследованием в скрининговые сроки и применеием инвазивных методов (биопсия хориона и кордоцентез) по показаниям. А так же, в области проводится неонатальный скрининг на раннее выявление тяжелой наследственной патологии фенолкетонурии и врожденного гипотериоза.
Усилена нормативная правовая база, регулирующая кадровый потенциал: оптимизирована номенклатура и усовершенствованы квалификационные характеристики медицинских и фармацевтических специальностей и должностей работников здравоохранения. За период реализации Госпрограммы большое внимание было уделено повышению квалификации медицинских кадров за рубежом, организации мастер-классов с привлечением ведущих зарубежных специалистов.
В 2011 году трудоустроено 51 выпускников ЗКГМУ, в том числе в село 18 выпускников. Обеспечены жильем 5 врачей, в том числе выпускников 2011 года 2 человека. Единовременное пособие в размере 70 МРП получили 4 врача. Так же трудоустроено 50 выпускников АМК, в том числе в село 31. Обеспечены жильем 2 СМР. Выделено социальной поддержки на приобретение жилья в размере 1500 МРП (2 269 500 тенге) 10 СМР. Единовременное пособие в размере 70 МРП получили 20 СМР.
3.2) Анализ основных проблем
Несмотря на ежегодное увеличение выпуска подготовленных медицинских кадров, с каждым годом нарастает проблема дефицита кадров.
Имеет место дефицит персонала, оказывающего ПМСП, чрезмерная концентрация медицинских работников в крупных городах, дисбаланс численности медицинских работников, получивших высшее и среднее профессиональное медицинское образование. Так, обеспеченность врачами городского населения по итогам 2009 года составила75,2 на 10 тысяч населения, а сельского – всего 14,71.
Наблюдается тенденция «старения» кадров, несмотря на увеличение притока молодых специалистов в отрасль. Их доля остается недостаточной и составляет не более 4% от общего числа врачебных кадров.
Помимо этого недостаточны мотивационные стимулы к работе и недостаточна социальная защищенность работников здравоохранения. Уровень оплаты труда медицинских работников остается низким, а также отсутствует дифференцированный подход к оплате труда, основанный на конечных результатах работы.
Имеет место низкая конкурентоспособность научных исследований и отсутствие инновационных достижений.
Несмотря, на предпринимаемые меры, основными проблемами деятельности в области остаются качество и уровень квалификации работающих специалистов.
3.3) Оценка основных внешних и внутренних факторов
На развитие кадровых ресурсов и медицинской науки оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы:
- изкий социальный статус и недостаточный престиж медицинской профессии;
- недостаточное финансирование медицинской науки.
- отсутствие нового закона, регулирующий общественные отношения в области науки и научно-технической деятельности, определяющий основные принципы и механизмы функционирования и развития национальной научной системы Республики Казахстан.
- недостаток научных кадров, обученных за рубежом менеджменту научных исследований
Для повышения социального статуса и престижа медицинской профессии необходимо:
- повышение роли и поддержка профессиональных объединений медицинских работников (ассоциации).
Внутренние факторы:
- качество подготовки медицинских кадров не вполне соответствуют потребностям;
- уровень квалифицированных медицинских кадров остается недостаточный;
- дисбаланс медицинских кадров в городах и сельских регионах;
- неконкурентоспособность научных исследований в области здравоохранения;
- недостаточное развитие менеджмента научных исследований.
Для дальнейшего повышения качества подготовки медицинских кадров и уровня квалифицированных медицинских кадров необходимо:
Для повышения конкурентоспособности научных исследований в области здравоохранения необходимо:
- активное привлечение дополнительных (внебюджетных) источников финансирования;
- развитие мультицентровых исследований;
- необходимо, cоздание современных научных центров, коллективного пользования для науки и практики, оснащенных оборудованием, соответствующим лучшим мировым стандартам;
- создание научных кластеров, научных консорциумов для обеспечения качества проведения научных исследований и внедрения в практику;
- увеличение научной продукции (патентов, публикации в международных изданиях).
Для развития менеджмента научных исследований:
- обучение менеджеров здравоохранения стандартам научных исследований.
4. Стратегическое направление: Совершенствование лекарственного обеспечения
4.1) Основные параметры развития здравоохранения
В области как и в Республике Казахстан начат процесс оптимизации фармацевтической отрасли для адаптации к международным требованиям. В реализацию Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» разработаны нормативные правовые акты, регулирующие сферу обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Меры государственной поддержки направлены на обеспечение ежегодного прироста номенклатуры и объемов производства качественной фармацевтической продукции отечественными производителями.
Совершенствуется деятельность по регистрации, сертификации, обеспечению контроля качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также их рекламы. Создан Национальный информационный лекарственный центр.
Введено государственное регулирование цен на лекарственные средства, закупаемые за счёт республиканского и местного бюджетов, что позволило снизить цены в среднем на 30%. Внедрена формулярная система лекарственного обеспечения направленная на рациональное применение лекарственных средств исходя из их терапевтической эффективности, фармакоэкономики и мониторинга побочных действий.
На основе мирового опыта создана Единая система дистрибуции лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которая позволила достигнуть значительной экономии финансовых средств и увеличить долю потребления отечественных препаратов в несколько раз.
Для обеспечения физической доступности лекарственной помощи жителям села в области организована реализация лекарственных средств через объекты ПМСП в 214 сельских населенных пунктах, не имеющих аптечных организаций.
4.2) Анализ основных проблем
Несмотря на предпринимаемые меры, требует дальнейшего совершенствования система фармаконадзора, фармакоэкономических исследований, мониторинга побочных действий лекарственных средств, работа по борьбе с производством и распространением фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств. Так же необходимо решить вопрос обеспечения медицинских организаций современным оборудованием с должным сервисным обслуживанием.
Дальнейшего решения требуют вопросы обеспечения доступности лекарственных средств населению, особенно проживающего в сельской местности.
Для интенсивного развития фармацевтической отрасли, необходимо проводить работу по повышению конкурентоспособности производимых лекарственных средств и выхода на международные рынки, в том числе в рамках Таможенного союза, необходим переход от системы контроля качества конечного продукта к системе обеспечения качества производства, дистрибьюторской и аптечной практики.
4.3) Оценка основных внешних и внутренних факторов
На повышение доступности и качества лекарственных средств, для населения, могут влиять следующие внешние и внутренние факторы.
Внешние:
- вхождение в ВТО и Таможенный союз.
Для устранения внешних факторов необходимо гармонизация нормативных правовых актов в сфере обращения лекарственных, изделий медицинского назначения и медицинской техники взаимное признание разрешительных документов, создание интегрированной системы инспектирования и контроля качества лекарственных средств, в рамках Таможенного союза. В рамках области следует скорейшее внедрение в практику совместных нормативных актов и интегрированных систем.
Внутренние факторы:
- недостаточная конкурентоспособность отечественного фармацевтического рынка;
- недостаточный уровень оснащения лабораторий для тестирования фальсифицированной и контрафактной продукции;
- неэффективный менеджмент Единой дистрибуции лекарственных средств;
- недостаточный уровень мониторинга медицинского оборудования, особенно дорогостоящего.
Для повышения качества, эффективности, безопасности и доступности лекарственных средств населению и эффективности использования медицинского оборудования планируется:
- создание координационного центра по централизованному обеспечению и сервису медицинской техники с внедрением лизинговых механизмов поставок оборудования и системы сервисных контрактов;
- международная аккредитация государственных лабораторий по сертификации и контролю лекарственных средств;
- монетизация льгот на бесплатное амбулаторное лекарственное обеспечение с предоставлением пациентам права выбора лекарственных средств и аптеки.
Раздел 3. Стратегические направления, цели, задачи,
целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов
3.1. Стратегические направления, цели, задачи,
целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов
Стратегическое направление 1. Укрепление здоровья граждан
Цель 1.1. Эффективная система профилактики, лечения и реабилитации заболеваний
Коды бюджетной программы, направленной на достижение цели: 001, 005, 006, 010, 013, 016, 021, 026, 029, 103, 104
Целевой индикатор
Источник информации
в том числе с указанием промежуточного значения
Единица измеренияотчетный периодплановый период
2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1. Ожидаемая продолжительность жизни*
АС
лет68,269,2869,569,769,970,070,1
2. Снижение общей смертности*
АС
на 1000 населения8,497,767,637,507,347,27,12
Пути, средства и методы достижения целевого индикатора:
Задача 1.1.1. Укрепление здоровья матери и ребенка
Показатели прямых результатов
Источник информа-ции
ед-ца изм.отчетный периодплановый период
2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1. Снижение материнской смертности*
АС
на 100 тыс. родившихся живыми17,934,528,927,826,025,924,5
2. Снижение младенческой смертности*
АС
на 1000 родившихся живыми17,8117,3416,215,114,013,112,3
3. Снижение смертности детей в возрасте до 5 лет* с учетом внедренных с 2008 года критериев живо- и мертворождения, рекомендованных ВОЗ
ОУЗ
на 1000 родившихся живыми20,7619,7519,518,9617,5416,1214,69
4. Увеличение удельного веса женщин, взятых на учет по беременности в сроке 12 недель
ОУЗ
%75,875,875,976,076,176,276,3
5. Снижение числа абортов
ОУЗ
на 1000 женщин репродуктивного возраста 19,217,917,817,817,817,017,0
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов:
Срок реализации в плановом периоде
2011 г.
2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
3456
1. Регионализация перинатальной медицинской помощи и внедрение протоколов и стандартов оказания пренатальной, перинатальной, неонатальной и педиатрической медицинской помощи на основе доказательной медицины
Х
ХХХХ
2. Совершенствование материально-технической базы в соответствии с уровнем оказания помощи, оснащение детских и родовспомогательных организаций здравоохранения современным медицинским оборудованием в соответствии с международными стандартами
Х
ХХХХ
3. Каскадное обучение, по безопасному материнству, эффективным перинатальным технологиям и интегрированное ведение болезней детского возраста
Х
ХХХХ
4. Расширение ГОБМП в части увеличения проведения циклов ЭКО
Х
ХХХХ
5. Проведение конфиденциального аудита материнской смертности и критических случаев акушерских осложнений в родовспомогательных организациях
Х
ХХХХ
6. Проведение информационно-разъяснительной и пропагандистской работы по охране репродуктивного здоровья
Х
ХХХХ
Задача 1.1.2. Совершенствование подходов к профилактике заболеваний и стимулирование ЗОЖ
Показатели прямых результатов
Источник информации
ед-ца изм.отчетный периодплановый период
2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1. Обеспечение охвата скрининговыми осмотрами не менее 30% от общей численности населения
ОУЗ
%17,619,133,236,236,737,237,7
2. Охват молодежи пропагандой здорового образа жизни через развитие сети молодежных центров здоровья
ОУЗ
%0123102030
3. Снижение распространенности употребления табака среди населения
ОУЗ
%21,321,220,219,819,419,118,2
4. Снижение распространенности злоупотребления алкоголем среди населения
ОУЗ
%16,916,615,915,415,014,814,2
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов:
Срок реализации в плановом периоде
2011 г.
2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
3456
1. Внедрение разработанной Национальной скрининговой программы
Х
2. Внедрение и проведение мониторинга реализации Национальной скрининговой программы, включающей в себя скрининги на выявление 6 видов заболеваний: болезней системы кровообращения; онкопатологии; сахарного диабета; вирусного гепатита В и С; глаукомы; заболеваний органов слуха у новорожденных
Х
ХХХХ
3. Проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам пропаганды ЗОЖ
Х
ХХХХ
4. Мониторинг приведения сети организаций ЗОЖ в соответствие с государственным нормативом
Х
ХХХХ
5. Обеспечение населения печатными информационно-образовательными материалами
Х
ХХХХ
6. Активизация работы по привлечению НПО, предоставляющих социальные услуги в области защиты общественного здоровья (размещение государственного заказа)
Х
ХХХХ
7. Открытие молодежных центров
Х
ХХХХ
Задача 1.1.3. Совершенствование диагностики, лечения и реабилитации основных социально-значимых заболеваний и травм
Показатели прямых результатов
Источник информации
ед-ца изм.отчетный периодплановый период
2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1. Снижение смертности от болезней системы кровообращения*
АС
на 100 тыс. населения356,5321,6316,4309,0304,8301,5300,9
2. Снижение смертности от онкологических заболеваний
АС
на 100 тыс. населения113,697,9896,693,189,686,185,8
3. Снижение смертности от рака молочной железы
АС
на 100 тыс. населения8,38,07,87,67,47,27,0
4. Снижение смертности от травм, несчастных случаев и отравлений*
АС
на 100 тыс. населения93,985,5383,282,982,682,382,1
5. Снижение смертности от туберкулеза*
АС
на 100 тыс. населения12,68,88,28,07,87,67,5
6 Снижение заболеваемости туберкулезом*
АС
на 100 тыс. населения96,079,376,874,072,270,468,6
7. Удержание распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет на уровне не более 0,6%*
ОУЗ
%0,0090,090,0420,0450,0500,0550,060
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов:
Срок реализации в плановом периоде
2011 г.
2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
3456
1. Поэтапное расширение перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет внедрения новых видов высокотехнологичной помощи
Х
ХХХХ
2. Дальнейшее внедрение клинических руководств и протоколов диагностики и лечения заболеваний, оказания паллиативной помощи, восстановительного лечения и реабилитации в соответствии с международными стандартами и доказательной медицины
Х
ХХХХ
3. Укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения
Х
ХХХХ
4. Усиление надзора за распространением ВИЧ-инфекции
Х
ХХХХ
5. Обеспечение доступа ВИЧ-инфицированных к антиретровирусной терапии
Х
ХХХХ
Задача 1.1.4. Недопущение роста инфекционной заболеваемости
Показатели прямых результатов
Источник
информации
ед-ца изм.отчетный периодплановый период
2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1. Удержание показателя заболеваемости корью на уровне 0,08-0,1
АС
на 100 тыс.нас.000,08-0,10,08-0,10,08-0,10,08-0,10,08-0,1
2. Снижение показателя заболеваемости острым вирусным гепатитом В
АС
на 100 тыс.нас5,033,112,82,82,72,62,5
3. Снижение показателя заболеваемости острым вирусным гепатитом А
АС
на 100 тыс.нас4,834,55,05,04,94,84,7
4. Удержание показателя заболеваемости чумой на уровне не более 0,03
АС
на 100 тыс.нас000,030,030,030,030,03
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов:
Срок реализации в плановом периоде
2011 г.
2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
3456
1. В области, как и по республике гармонизация нормативных правовых актов санитарно-эпидемиологической службы с международными стандартами и требованиями Таможенного союза
Х
ХХХХ
2. Совершенствование алгоритмов проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий, проведение обучающих семинаров по диагностике и профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний
Х
3. Организовать на базе существующих центров сеть специализированных лабораторий по диагностике ККГЛ, сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза
Х
ХХХХ
4. Создание специализированных лабораторий, по контролю, за безопасностью пищевых продуктов
Х
5. Поэтапное внедрение вакцинации детского населения против пневмококковой вакцины
ХХХХ
Стратегическое направление 2. Повышение эффективности системы здравоохранения
Цель 2.1. Формирование эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на социально ориентированной ПМСП, совершенствование системы управления и финансирования в отрасли здравоохранения.
Коды бюджетной программы, направленной на достижение цели: 001, 002, 004, 005, 010, 013, 016, 019, 021, 024, 026, 029, 031,036.
Целевой индикатор
Источник информации
в том числе с указанием промежуточного значения
Единица измер-яв отчетном периодев плановом периоде
2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1. Удельный вес частных медицинских организаций вошедших в систему Единого плательщика
ОУЗ, МИО
%-16,713,513,513,513,513,5
Задача 2.1.1. Совершенствование ПМСП и скорой медицинской помощи
Показатели прямых результатов
Источник информа-ции
ед-ца изм.отчетный периодплановый период
2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1. Увеличение удельного веса врачей общей практики от общего числа врачей ПМСП
данные МИО
%27,627,928,328,829,429,730,0
2. Увеличение уровня расходов на ПМСП от общего объема расходов на здравоохранение до 30% к 2015 году
ОУЗ
%27,627,928,328,829,429,730,0
3.Снижение количества вызовов к больным с хроническими заболеваниями в часы работы организаций ПМСП
(с 8 до 19 часов)*
данные МИО
%24,221,621,020,520,119,719,3
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов:
Срок реализации в плановом периоде
2011 г.
2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
3456
1. Использование совершенствованной нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность службы ПМСП
Х
ХХХХ
2. Укрепление материально-технической базы объектов ПМСП
Х
ХХХХ
3. Внедрение института социальных работников на уровне ПМСП
Х
ХХХХ
4. Внедрение протоколов диагностики и лечения больных на амбулаторном уровне
Х
ХХХХ
5. Укрепление материально-технической базы станций скорой медицинской помощи и стационаров
Х
ХХХХ
6. Создание службы парамедиков при скорой медицинской помощи
Х
ХХХХ
7. Создание регионального центра координации и мониторинга деятельности службы санитарной авиации
Х
ХХХХ
8. Оснащение бригад скорой помощи мобильными терминалами с системами GPS-навигации
Х
ХХХХ
Задача 2.1.2. Развитие специализированной и различных видов медицинской помощи
Показатели прямых результатов
Источник информации
ед-ца изм.отчетный периодплановый период
2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1. Увеличение доли многопрофильных стационаров
ОУЗ, данные МИО
%5,76,16,39,49,418,818,8
2. Увеличение количества больных, получивших высокоспециализированную медицинскую помощь на региональном уровне.
ОУЗ, МИО
коли-чество больных114388717753753753753
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов:
Срок реализации в плановом периоде
2011 г.
2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
3456
1. Укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения, оказывающих специализированную помощь
Х
ХХХХ
2. Внедрение совершенствованного перечня патологий, подлежащих лечению в условиях круглосуточного стационара, поликлиники и стационар замещающих организаций
Х
ХХХХ
3. Трансферт высокотехнологичных медицинских услуг на областной уровень
Х
ХХХХ
4. Укрепление партнерских взаимоотношений с зарубежными клиниками по вопросам оказания высокоспециализированной медицинской помощи
Х
ХХХХ
5. Использование разработанной системы теоретических основ, основных понятий и стандартов судебно-медицинских экспертиз с учетом специфики судебно-медицинской деятельности
Х
6. Укрепление материально-технической базы организаций судебно-медицинской экспертизы, лабораторной и службы крови
Х
ХХХХ
7. Внедрение международных стандартов ISO 2009 для оценки качества судебно-медицинских экспертиз, проводимых в лабораторных подразделениях
ХХХХ
Задача 2.1.3. Повышение эффективности системы управления и финансирования здравоохранения
Показатели прямых результатов
Источник инфор-мации
ед-ца изм.отчетный периодплановый период
2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1.Обеспеченность населения больничными койками
(в системе МЗ)
ОУЗ
на 10 тыс. населения60,054,455,158,756,555,753,0
2. Снижение уровня потребления стационарной помощи до 1328 койко-дней к 2013 году, до 1172 койко-дней к 2015 году
ОУЗ
КОМУ
РЦРЗ
на 1000 населения1522,61501,31425,41376,71328,01250,01172,0
3. Число койко-мест в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических организациях
ОУЗ
ед.585641749899107912951554
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов:
Срок реализации в плановом периоде
2011 г.
2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
3456
1. Обучение представителей центрального и местных органов управления здравоохранением системе управления рисками (СУР)
ХХ
2. Обучение менеджеров здравоохранения
Х
ХХХХ
3. Поэтапный перевод организаций здравоохранения в статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения и акционерные общества
Х
ХХХХ
4. Создание ИТ-инфраструктуры, коммуникаций и программных решений ЕИСЗ для отдаленных сельских населенных пунктов
Х
ХХХХ
5. Внедрение разработанных детальных инвестиционных планов развития каждого региона республики на основе единой методики определения потребности в объектах здравоохранения
Х
Х
6. Внедрение поэтапной централизации финансирования ГОБМП (ПМСП, консультативно-диагностическая помощь)
Х
Х
7. Внедрение разработанного механизма сооплаты медицинских услуг в рамках ГОБМП (на основе изучения международного опыта, согласование перечня патологий, при которых будет внедряться сооплата с регионами и т.д.)
Х
8. Внедрение совершенствованных медико-экономических тарифов с включением в тариф по возмещению затрат медицинским организациям на оказание ГОБМП, расходов на амортизационные отчисления
Х
9. Внедрение совершенствованной системы добровольного медицинского страхования, а также разработанного механизма страхования иностранных граждан
ХХХХ
10. Внедрение двухкомпонентного подушевого норматива
Х
ХХХХ
11. Внедрение механизма частичного фондодержания
Х
Цель 2.2. Обеспечение безопасности и качества медицинских услуг и совершенствование лекарственного обеспечения
Коды бюджетной программы, направленной на достижение цели: 001, 002, 003, 004, 005, 008, 010, 013, 014, 016, 018, 019, 020, 021, 023, 024, 026, 028, 029, 062
Целевой индикатор
Источник информации
в том числе с указанием промежуточного значения
в отчетном периодев плановом периоде
единица измерения2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1.Уровень удовлетворенности населения качеством медицинских услуг
ОУЗ, МИО
%84,184,185,187,287,59091
2.Лекарственное обеспечение в рамках ГОБМП через систему единой дистрибуции (планируемое доведение объемов закупа к 2015 году)
ОУЗ
Фармация, МИО
%4505561687480
Задача 2.2.1. Улучшение качества оказываемых медицинских услуг
Показатели прямых результатов
Источник информации
единица изм.отчетный периодплановый период
2009 г.2010 г. 2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1. Снижение удельного веса случаев расхождения основного клинического и патологоанатомического диагнозов
ОУЗ
%1,71,61,51,41,31,21,1
2.Удельный вес медицинских организаций, прошедших аккредитацию
ОУЗ
%100100100100100100100
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов:
Срок реализации в плановом периоде
2011 г.
2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
3456
1. Дальнейшее внедрение совершенствованных протоколов диагностики и лечения заболеваний
Х
ХХХХ
2. Использование совершенствованной процедуры аккредитации в области здравоохранения, включая разработку системы мотивации к участию в аккредитации в области здравоохранения
Х
ХХХХ
3. Внедрение системы внешнего мониторинга качества медицинских услуг
Х
ХХХХ
4. Предоставление электронных услуг здравоохранения населению
ХХХХ
5. Расширение использования Национальной телемедицинской сети
Х
ХХХХ
Задача 2.2.2. Обеспечение доступности лекарственных средств
Показатели прямых результатов
Источник информации
единица изм.отчетный периодплановый период
2009 г.2010 г. 2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1. Увеличение числа объектов, осуществляющих отпуск лекарственных средств в рамках ГОБМП в сельских населенных пунктах (через аптечные организации, организации ПМСП)
ОУЗ
ККМФД, МИО
ед.192192193194195200200
2.Доля отечественных лекарственных средств в общем объеме закупаемых в рамках ГОБМП через систему единой дистрибуции (в денежном выражении)
ОУЗ
ККМФД, МИО
%30353741444750
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов:
Срок реализации в плановом периоде
2011 г.
2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
3456
1. Развитие формулярной системы
Х
ХХХХ
2. Расширение объемов лекарственных средств, закупаемых Единым дистрибьютором у отечественных производителей
Х
ХХХХ
3. Открытие регионального лекарственного информационного центра
Х
ХХХХ
4. Открытие аптечных организаций, в том числе в сельской местности на базе объектов ПМСП, включая передвижные аптечные пункты
Х
ХХХХ
Стратегическое направление 3. Развитие системы кадровых ресурсов и медицинской науки
Цель 3.1. Совершенствование системы додипломного, последипломного образования и непрерывного профессионального развития кадров здравоохранения.
Коды бюджетной программы, направленной на достижение цели: 001, 002, 003, 004, 007, 014, 020, 043.
Целевой индикатор
Источник информации
в том числе с указанием промежуточного значения
в отчетном периодев плановом периоде
единица измерения2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1. Снижение дефицита врачебных кадров*
ОУЗ
чел.10998170155140125110
Задача 3.1.1. Совершенствование системы медицинского и фармацевтического образования
Показатели прямых результатов
Источник информации
единица изм.отчетный периодплановый период
2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1. Ожидаемый прием студентов в медицинский колледж
чел.250250350350350350350
2. Доля трудоустроенных выпускников АМК, в ЛПО области
%85,090,092,092,092,092,092,0
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов:
Срок реализации в плановом периоде
2011 г.
2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
3456
1. Внедрение разработанной Концепции развития среднего медицинского и фармацевтического образования РК на 2011-2015 годы
Х
2. Проведение аккредитации медицинских организаций образования (АМК)
Х
ХХ
3. Увеличение стоимости подготовки по медицинским и фармацевтическим специальностям по государственному заказу, увеличение государственного заказа и стоимости подготовки на обучение в медицинском колледже
Х
ХХХХ
4. Создание региональных симуляционных центров для отработки навыков практикующими врачами и средними медицинскими работниками
ХХХ
5. Обучение медицинских кадров за рубежом
Х
ХХХХ
6. Укрепление материально-технической базы организаций медицинского образования (АМК)
Х
ХХХХ
Цель 3.2. Дальнейшее развитие науки и внедрение инновационных технологий в здравоохранение
Коды бюджетной программы, направленной на достижение цели: 001, 002, 003, 004, 007
Целевой индикатор
Источник информации
в том числе с указанием промежуточного значения
в отчетном периодев плановом периоде
единица измерения2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1. Внедрение инновационных технологий в здравоохранение области
ОУЗ
ед.6700000
Задача 3.2.1. Дальнейшее внедрение новых технологий
Показатели прямых результатов
Источник информа-ции
ед-ца изм.отчетный периодплановый период
2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
345678910
1. Закуплено новейшего оборудования
ОУЗ
ед.4900000
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов:
Срок реализации в плановом периоде
2011 г.
2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
1
2
3456
1. Подготовлено и переобучено специалистов для работы по инновационной технологии
Х
ХХХХ
2. Внедрено новейших методов и технологий диагностики и лечения в медицинскую практику региона
Х
ХХХХ
* - уровень показателей зависит от деятельности местных исполнительных органов
3.2. Соответствие стратегических направлений и целей государственного органа стратегическим целям государства
Стратегические направления и цели государственного органа
Наименование стратегического и (или) программного документа
1
2
Стратегические направления и цели Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года
в сфере здравоохранения
1. Укрепление здоровья граждан.
2. Повышение эффективности системы здравоохранения
3. Развитие системы кадровых ресурсов и медицинской науки
Указ Президента Республики Казахстан № 922 от 1 февраля 2010 года «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»
Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы
Народная платформа народно-демократической партии «НурОтан» «За процветание Казахстана и благополучие казахстанцев: как мы улучшим жизнь каждого гражданина страны»
Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы № 1113 от 29 ноября 2010г.
Послание Президента страны народу Казахстана от 11 октября 1997 года «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».
Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики».
Послание Президента страны народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана»
1
2
Ключевое направление: Инвестиции в будущее
Цель:Улучшение здоровья граждан Казахстана и формирование конкурентоспособной системы здравоохранения для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны
1. Улучшение оказания медицинской помощи и создание мотивации к ведению здорового образа жизни, увеличение ожидаемой продолжительности жизни.
1. Укрепление здоровья граждан
2. Улучшение системы финансирования и управления в здравоохранении
2. Повышение эффективности системы здравоохранения
3. Совершенствование предоставления медицинских услуг
3. Развитие системы кадровых ресурсов и медицинской науки.
4. Повышение доступности и качества лекарственных средств
4. Совершенствование лекарственного обеспечения населения
5. Ведение здорового образа жизни
1. Укрепление здоровья граждан
Раздел 4. Развитие функциональных возможностей
Наименование стратегического направления, цели и задачи государственного органа
1
1. Укрепление здоровья граждан.
2. Повышение эффективности системы здравоохранения
3. Развитие системы кадровых ресурсов и медицинской науки.
Мероприятия по реализации стратегического направления и цели государственного органа
Период реализации
2
3
1. Обучение работников центрального аппарата и местных исполнительных органов в сфере здравоохранения принципам стратегического планирования и анализа
На постоянной основе
2. Реализация совместного со Всемирным Банком проекта
до 2013 года
3. Информатизация в сфере здравоохранения в целях сокращения трудоемкости системы сбора и использования информации
На постоянной основе
5. Интеграция существующих в отрасли информационных ресурсов и разработка новых инструментов с национальными базами данных в рамках развития Единой информационной системы здравоохранения.
На постоянной основе
6. 6. Внедрение современных технологий организации и оказания диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических услуг для обеспечения качества и безопасности медицинской помощи.
На постоянной основе
7. 7. Взаимодействие с неправительственными и международными организациями.
На постоянной основе
8.
9. 8. Дальнейшее расширение и укрепление функций государственного языка.
На постоянной основе
10. 9. Обеспечение гендерного равенства в сфере здравоохранения
На постоянной основе
11. 10. Обеспечение информационной безопасности
На постоянной основе
12. 11. Перевод в электронный формат государственных услуг:
13. - прием заявлений на государственную регистрацию, перерегистрацию лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения.
2012 год
14. 12. Перевод в электронный формат государственных услуг:
15. – выдача врачебного свидетельства о смерти;
16. – выдача врачебного свидетельства о перинатальной смерти.
2013 год
17. 13. Повышение эффективности деятельности кадровых служб.
На постоянной основе
Раздел 5. Межведомственное взаимодействие
Показатели задач, для достижения которых требуется межведомственное взаимодействие
Государственный орган, с которым осуществляется межведомственное взаимодействие
Меры,
осуществляемые государственными органами
1
2
3
Стратегическое направление 1. Повышение эффективности межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан
Цель 1.1 Межсекторальное взаимодействие по вопросам здорового образа жизни и снижения уровня социально-значимых заболеваний, обусловленных поведенческими факторами
Задача 1.1.1.
создание социально неприемлемого имиджа табакокурения в обществе, с привлечением лидеров и знаменитых людей страны в пропаганде образа жизни без курения;
УТФС,
Формирование единой бюджетной распределяемой программы
повышение информированности населения о последствиях для здоровья активного и пассивного курения, злоупотребления алкоголя;
УТФС,
снижение потребления табачных изделий и злоупотребления алкоголем, увеличение охвата населения спортивно-массовыми мероприятиями
УТФС,
создание системы раннего выявления групп риска в среднеобразовательных учебных заведениях. Разработка и внедрение профилактических антиалкогольных и антинаркотических программ
ОУЗ,ОУОН, УВД
проведение информационно-методической работы с инспекторами по делам несовершеннолетних системы МВД
обучение сотрудников МВД (полицейских, участковых инспекторов) дифференцированным подходам к принимаемым мерам по отношению к лицам, находящимся в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения
ОУЗ, УВД
обучение врачей психиатров в следственных изоляторах системы МВД принципам наркологического и мотивационного консультирования
ОУЗ, УВД
Цель 1.2 Межсекторальное взаимодействие по вопросам здорового питания
Задача 1.2.1.
Включение в рацион питания детей в школах пищевых продуктов, обагощенных витаминно-минеральным комплексом
ОУО
Формирование единой бюджетной распределяемой программы
Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата среди детей школьного возраста.
ОУО
Цель 1.3
Межсекторальное взаимодействие по вопросам дорожно-транспортной безопасности
Задача 1.3.1.
Создание комплексной системы профилактики и информационной работы с населением, направленной на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения и негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения
УВД
Формирование единой бюджетной распределяемой программы
Обеспечение вовлечения в профилактическую работу институтов гражданского общества
УВД
Цель 1.4
Межсекторальное взаимодействие по вопросам экстренной медико-спасательной помощи при ЧС
Задача 1.4.1.
Повышение оперативности оказания экстренной медико-спасательной помощи на автомагистралях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
ЧС
Формирование единой бюджетной распределяемой программы
Нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее совместную деятельность службы медицины катастроф и МЗ
ЧС
Цель 1.5
Межсекторальное взаимодействие по вопросам профилактики туберкулеза и ВИЧ/СПИД
Задача 1.5.1.
Укрепление материально-технического оснащения учреждений Комитета УИСДЮФормирование единой бюджетной распределяемой программы
Усиление информационно-разъяснительной работы среди контингента пенитенциарной системы по вопросам распространения туберкулеза, ВИЧ/СПИДДЮ
Цель 1.6
Межсекторальное взаимодействие по вопросам профилактики особо опасных инфекций
Задача 1.6.1.
Цель 1.7
Межсекторальное взаимодействие по вопросам здоровья детей и подростков
Задача 1.7.1.
обеспечить комплексный подход к проблемам психологического и физического здоровья детей, подростков и молодежиОУОФормирование единой бюджетной распределяемой программы
Раздел 6. Управление рисками
В ходе своей деятельности Министерство может столкнуться с возникновением ряда рисков (обстоятельств, которые могут помешать достижению целей) или внешних факторов, не поддающихся контролю со стороны Министерства, которые могут препятствовать достижению целей Стратегического плана.
Наименование возможного риска
Возможные последствия в случае неприятия мер по управлению рисками
Мероприятия по управлению рисками
1
2
3
Внешние риски
Угроза вспышек инфекционных болезней, связанных с ухудшением обеспечения населения безопасной питьевой водой.
Вспышка инфекционных заболевании, включая особо-опасные инфекции и ОКИ. Снижение трудоспособности населения, увеличение общей и детской смертности вследствие инфекционных болезней. Ухудшение эпидемиологической и экологической обстановки.
Усиление санитарно-эпидемиологического надзора за обеспечением населения безопасной питьевой водой
Массовое развитие различных травм и болезней (в т.ч. инфекционных) вследствие техногенных и экологических катастроф (бедствий).
Рост смертности от травм, потеря трудоспособности, рост первичного выхода на инвалидность.
Своевременное оказание медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, дальнейшее развитие и усовершенствование деятельности санавиации, транспортной и трассовой медицины.
Отток медицинских кадров в связи с низким уровнем заработной платы медицинских работников.
Снижение качества оказываемой медицинской помощи, ухудшение показателей здоровья населения, рост заболеваемости и смертности.
Совершенствование системы оплаты труда.
Совершенствование методов управления.
3. Низкий показатель здоровья женщин детородного возраста.
Последствиями низкого показателя здоровья женщин может быть рост материнской и младенческой смертности.
Проведение медосмотров, с целью выявления и лечения заболеваний женщин детородного возраста. Проведение разъяснительной работы.
Внутренние риски
1.Недостаточная работа местных исполнительных органов по достижению индикаторов Стратегического плана.
Изменение демографической ситуации в целом по региону, ухудшение индекса здоровья населения области, а также показателей здоровья граждан.
Согласование проектов стратегических планов управлений здравоохранения с обязательным отражением ключевых индикаторов Стратегического плана Министерства
2.Недостаточная работа государственных органов по достижению индикаторов стратегического плана
Рост заболеваемости, болезненности, смертности среди населения. Неэффективное использование бюджетных средств, предназначенных на охрану здоровья населения.
Внедрение в Единую бюджетную классификацию распределяемой бюджетной программы по охране общественного здоровья с указанием конкретных индикаторов для каждого государственного органа.
Усиление роли Национального координационного совета по охране здоровья граждан
3.Искажение статистических показателей местными исполнительными органами
Формирование неверных статистических данных о состояний здоровья населения области. Неправильное планирование средств, неверное формирование приоритетов отрасли.
Информатизация здравоохранения, исключение дублирующих форм статистической отчетности
4.Дефицит медицинских кадров, в частностей врачей. Нехватка участковых врачей в районах.
Жители отдаленных сел из-за дефицита врачей лишены возможности в получении квалифицированной медицинской помощи. Из-за чего часто страдает ранняя диагностика, запускаются и осложняются болезни.
В районах создание условий для проживания и работы молодых специалистов.